Сложные вопросы и ситуации при работе с подростками
йй
Во-первых, подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные.
Во-вторых, когда специалист называет своего ученика «трудным подростком», он сужает спектр взаимодействия с ним, увеличивает дистанцию и существенно снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи.
Как в школьном лагере заинтересовать подростков, а именно детей 5-8 классов?
Когда детей приглашаешь в школьный лагерь, многие отвечают так:
1) "Я лучше посплю подольше".
2) "Я лучше дома поиграю за компьютером".
Когда родителям сообщаешь о школьном лагере, то у многих реакция такая: "Пусть поспит подольше, отдохнёт от школы".
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.
Им достаточно убедиться, что у данного учителя имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия». Даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но так же легко и потерять его.
Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.
Специфика коррекционно-развивающий работы с подростками «группы риска» заключается в том, что это подростки, контакт с которыми вызывает особые трудности. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо. Например, подросток говорит: «Я не хочу с вами разговаривать. Приходить сюда — ваша идея», «Да не знаю я», «Скорее бы все это кончилось». Успешность деятельности психолога во многом зависит от того, насколько подросток ориентирован на изменение сложившихся неблагоприятных жизненных обстоятельств, сознательно предпринимает те или иные действия в процессе оказания ему индивидуальной помощи, понимает их последствия и осознает свой вклад в достижение цели. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста подростка, самопознания, самораскрытия, повышения самооценки, а также условия для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.
Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:
1) Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;
2) Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
3) Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности.
Современные подростки относятся к так называемому поколению Z, работа с которым имеет ряд особенностей. Это молодые люди, родившиеся в период кардинальной перестройки технологий, глобализации и постмодернизма. То, что их педагоги и родители считали фантастикой, для них – стандартные условия жизни. И наоборот, современные подростки зачастую не способны понять старших, т.к. не способны представить то, каким был мир 20-25 лет назад. Наличие прогрессивных технологий является не только преимуществом, таящем в себе реальные угрозы. Также есть статистически подтвержденные данные о заниженной самооценке современной молодежи, повышенном страхе одиночеств и тревоге. Примерно половина подростков-старшеклассников имеют заниженную самооценку.
Чувство одиночества, недовольство собой удивительным образом сочетаются с самоуверенностью и отсутствием авторитетов среди педагогов и родителей. Современные подростки глубоко убеждены в том, что Интернет-ресурсы являются более надежным источником информации, чем старшее поколение и чем печатные издания.
Потенциал коллектива в подростковом возрасте состоит в таких его характеристиках, как наличие социально одобряемой коллективной деятельности, опосредствующей просоциальные личностные качества и черты коллективистского взаимодействия подростков, наличие коллективистских мотивов и целей подростков, ценностно-ориентационное единство коллектива, эмоционально-ценностное отношение подростков к участникам коллектива и коллективной деятельности.
Подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. Именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.
В подростковом возрасте происходят большие изменения как физически, так и духовно, эмоционально. К подростку могут предъявляться старые требования, как к ребенку, но он будет реагировать на них уже по-новому. Если раньше для них это мнение значило очень много, то теперь подростки больше считаются со своими сверстниками. Обычно это вызвано тем, что родители не смогли установить доверительных отношений с ребенком до его вступления в подростковый возраст, и это обязательно открывается позже. Нужно задать себе вопрос: кто формирует жизнь подростка? Это может быть учитель, тренер, друг или кумир. Вот почему так важно, когда у подростка есть духовный наставник. Идеальный вариант - родители-друзья, но такие отношения - явление нечастое. В любом случае, кем бы ни был этот человек, он должен всегда уважительно относиться к подростку, принимая его уникальность и особенность независимо от внешнего вида, поведения ребенка и своего расположения к нему.
Хочется сказать несколько слов о наказании естественных последствий. Такое наказание делает упор на последствия, возникающие вследствие того или иного выбора подростка. Преимущество этого метода дисциплинированности в том, что «плохими ребятами» при этом выступают не родители, а собственный выбор подростка. Например, если подросток потерял или испортил какую – то вещь, то он не сможет получить подарок на свой день рождения, т.к. эти деньги пойдет на возмещение убытка. Необходимо помнить, что этот метод неприемлем, когда подростку грозит опасность и угроза жизни.
Всегда, даже когда подросток ведет себя дерзко и неуважительно, перед наставником стоит нелегкая задача оставаться заботливым и сохранять доброе к нему отношение. Зная, что он меняется практически во всех сферах своей жизни, наставник сможет понять и внезапную усталость, и раздражительность, и апатию, и резкую смену настроения. Подросток, сам не понимая, какие изменения происходят с ним, хочет, чтобы его поняли другие.
Мудрость педагога заключается в умении обращать отрицательные обстоятельства на пользу дела. Так можно использовать коллективное сознание подростков. Они увлекутся идеями, предложенными преподавателем, если эти самые идеи преподносятся убедительно и практически проявляются в жизни.
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам.
Подростка трудно увлечь каким-то делом, если ему это не интересно. Нужна мощная и желательно коллективная мотивация. Вопрос мотивации - нелегкий вопрос.