Сложные вопросы и ситуации при работе с подростками
Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.
Трудности и проблемы встречаются на каждом шагу. Хорошо, что в лагере у ребенка есть старший товарищ, вожатый, который знает как разрешить каждую из них и, что немаловажно, готов к их появлению.
Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора, т.к. он сам никогда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо, с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное. Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев». Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок.
Характерным признаком отклоняющегося развития личности подростка от нормы являются нарушения поведения. У части подростков подобные нарушения могут быть обусловлены особенностями их психического развития, уже сформировавшимися стереотипами поведения, ошибками и недостатками семейного воспитания. В условиях детского лагеря у подростков также могут присутствовать различные формы девиантного и аддиктивного поведения. Среди них самыми распространенными являются поступки, действия, явно нарушающие правила и требования, установленные в детском лагере: курение, чрезмерная агрессивность, употребление алкоголя, самовольное купание в море и уходы за территорию, порча или посягательство на чужое имущество, причинение вреда окружающим, хамство, сквернословие и т.д. Педагогу важно научиться различать желание привлечь внимание, показать свою власть или отомстить за обиду (реальную или вымышленную), желание избежать неудач и собственно девиантное поведение.
Дети подросткового возраста увлечены играми в телефоне, отвлечь на мероприятия можно только чем- то очень увлекательным и необычным.
В подростковом возрасте дети особенно много времени проводят на просторах интернета (это не только телефон, но и планшет, и компьютер). Ребята не просто увлечены играми (где они сильные, ловкие), а используют свои аккаунты в роли масок для абстрагирования себя от своих реальных проблем, что приводит к потере своего настоящего "Я".
Самое главное условие при работе с подростками в лагере-это создание дружеской, благожелательной атмосферы. Только в этом случае дети будут чувствовать себя комфортно. Задача воспитателей заключается в том,чтобы объединить детей,помочь им сдружиться. Для этого очень хорошо подойдут различные игры и конкурсы на свежем воздухе.
Подросток может сколько угодно делать вид, что ему все равно. Но на деле ему очень важно получать признание внутри семьи, чувствовать себя значимым и ценным. У них обострено чувство собственной неполноценности. Именно поэтому важно их хвалить, даже если результат далек от совершенства. Родители же, уверенные в том, что их ребенок может лучше и больше, рискуют обесценить приложенные им усилия своими замечаниями.
Избежать сложных ситуаций в работе с подростками в условиях лагеря позволит хорошая дисциплина в отряде, которая создает атмосферу живых взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.
Когда подростки попадают в лагерь, то им кажется , что пришла свобода, поэтому необходимо с первых дней объяснить ,что значит свобода.
Подростковый возраст является одним из самых сложных по множеству причин. Это и психологические особенности, и возрастные, и физиологические. Поэтому воспитатели, работающие в подростковых группах, должны быть обязательно опытными. Я думаю, что они должны успеть поработать и с дошкольными группами и с младшими школьными прежде чем начинать работать с подростками.
В работе учитывать интересы подростков, не навязывать свое мнение. больше доверять им.
Подростковые группы, соперничество в этих группах известно как факт истории человечества. В первобытном обществе существовали т.н. мужские союзы, в феодальном - "королевства шутов", в деревнях враждовали "левобережные" с "правобережными". В городах возникали "клики", "шайки", ганги". В Ленинграде после войны возникали суровые стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны. Конфликт порождается столкновением разных систем стереотипов. Понимание может возникнуть только в ходе диалога, в котором собеседники открыты друг другу, преодолевая с обеих сторон инстинктивное сопротивление чуждой стороне.
В работе с подростками нельзя их критиковать. На вашу критику вы получите раздражение, а может, гнев или обида. Подросток, чей внешний вид, вкусы и действия критикуют подобным образом, будет испытывать все то же самое, только в разы острее.
Одной из особенностей подросткового возраста является желание самоутвердиться. Каждый подросток выбирает свой пусть в этом намерении: либо набираться опыта и уверенно становиться взрослым, либо через активные заявления своей позиции несовершеннолетние начинают скандалить, дерзить. Взрослому человеку необходимо разобраться в особенностях поведения подростка и помочь ему закрепиться во взрослой жизни.