Учебно-методический центр "Метеор"

Адрес: г. Челябинск, ул. Энгельса, 34

График работы: пн-пт 8-30 – 17-00

Электронная почта: sdo.meteor@gmail.com

Уведомления
Очистить все

Сложные вопросы и ситуации при работе с подростками

Страница 6 / 8

Наталья Федорова
(@avotagnusmail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Подростки всегда  требуют много внимания и осторожного отношения, особенно в условиях лагеря, так как нет контроля родителей, желание проявить себя перед ровесниками


ОтветитьЦитата
Александра Колчина
(@asya-kolchinainbox-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Работа с подростками может быть сложной и ответственной, так как в этом возрасте у детей происходит множество изменений, как физических, так и психологических. Подростки стремятся к самостоятельности и независимости, однако они все еще нуждаются в поддержке взрослых. В этом возрасте дети могут столкнуться с различными проблемами, такими как конфликты с родителями, проблемы с самооценкой, социальные проблемы и т.д.

Одной из главных проблем является конфликт между подростками и родителями. Родители стремятся контролировать своих детей и обеспечить их безопасность, в то время как подростки хотят больше свободы. Это может привести к серьезным конфликтам и разногласиям между родителями и детьми.

Проблемы с самооценкой также являются распространенной проблемой среди подростков. Они могут быть очень чувствительны к критике и негативным отзывам, что может негативно сказаться на их уверенности в себе. Кроме того, подростки могут сталкиваться с буллингом в школе или на улице, что также может негативно повлиять на их самооценку.


ОтветитьЦитата
Олеся Бучель
(@gripasinbox-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Им достаточно убедиться, что у данного учителя имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия».  Даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но так же легко и потерять его.

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.


ОтветитьЦитата
Юлия Грипас
(@gripasysmail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Одной из главных проблем является конфликт между подростками и родителями. Родители стремятся контролировать своих детей и обеспечить их безопасность, в то время как подростки хотят больше свободы. Это может привести к серьезным конфликтам и разногласиям между родителями и детьми.


ОтветитьЦитата
Любовь Мотина
(@tashe1986mail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

В школьном летнем лагере работать с подростками приходится нечасто. В основном, данная категория детей представлена вожатыми. С ними трудностей, как правило, не возникает. Эти дети замотивированы, ответственны, потому как сами выбрали этот вид деятельности. А вот с теми, кого родители заставили ходить в школьный лагерь, чтобы поменьше в телефонах сидели, возникают сложности. Пройденный материал, надеюсь, поможет лучше понять психологию данной возрастной группы.


ОтветитьЦитата
Марина Шарова
(@sharova-marina-70mail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 8
 

Основные задачи психолога при работе с подростками – это помощь в развитии и принятия себя как личности, развитии социальных и коммуникативных навыков, а также восстановление утерянного доверия и самоуважения.


ОтветитьЦитата
Анна Саранская
(@anita_bellydancemail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Подростки бывают разные, ситуации в их жизни тоже очень разные. К сожалению, иногда детям приходится пройти через такие испытания, с которыми не каждый взрослый человек может справиться. То, что в непростой ситуации подросток стал проявлять неудобные для педагога качества, может быть адекватной реакцией на ненормальную ситуацию. В этом контексте словом «трудный» точнее будет обозначить ситуацию, в которой оказался подросток.


ОтветитьЦитата
Анастасия Ченуша
(@nastjyha1495mail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Разумеется, многое зависит от возраста учащихся. В начальных классах подобной проблемы нет, потому что учитель всегда выступает для младших школьников как эталон мудрости и поведения в силу самого педагогического статуса. «Учитель всегда прав, учитель справедлив, учитель все видит», - примерно такова немудреная формула оценки в этом возрасте. Они подчас замечают его промахи, ошибки, но воспринимают это как случайные, несущественные издержки учительского труда. «Так сказала учительница!» - формула, которая для них играет роль истины в последней инстанции, не нуждающейся в проверке.

Подростки отличаются от младших школьников в оценке личности учителя. Они более критичны, требовательны, их взгляды, как уже отмечалось, страдают прямолинейностью, категоричностью, о личности педагога они судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личности и профессиональных качествах нового учителя. Но и здесь важно правильно поставить себя с первых дней совместной деятельности, потому что именно в первых шагах нового учителя обнаруживаются его профессиональные качества, и старшеклассники вполне подготовлены к тому, чтобы понять и оценить их.


ОтветитьЦитата
Елена Довгялло
(@dovgjllomail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Для обсуждения конфликтного поведения необходимо сначала определить понятие конфликт. Это столкновение разнонаправленных интересов, спор, в основе которого лежит нежелание или неумение стать на позицию другого, а также неумение найти взаимовыгодную стратегию решения ситуации. НА разных возрастных этапах конфликты имеют свою специфику. В младшем школьном возрасте 6-9 лет чаще встречается понятие игрового конфликта, так как возникает он в ходе игровой деятелньости. Известные педагоги Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский в статье «Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе» раскрывают разные способы воздействия на ребенка в ходе конфликта в игре.

1. Физическое воздействие (толкаются, отбирают предметы, дерутся, занимают чужое место и так далее);

2. Воздействуют на другого ребенка через других людей, то есть жалуются воспитателю, кричат или плачут, чтобы обратить на себя внимание;

3. Психологическое давление - оказывают влияние на другого с помощью крика, топанья ногами, стучат кулаком по столу;

4. Воздействие словами – может быть в форме указания другому или в форме отказа от выполнения действий, которые ждет партнер по игре;

5. Угрозы и санкции – угрожают пожаловаться, отказ совместно играть, или отказ дружить;

6. Аргументация, когда пытаются объяснить свои притязания и доказать свою правоту.

По данным Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского к 6 годам доминируют такие стратегии, как аргументация, словесное воздействие и физическое воздействие. Однако, не смотря на частое применение аргументации, дети этого возраста самостоятельно, как правило, неблагополучно разрешают конфликты (в 56% случаев), иначе говоря, им нужна помощь взрослого.

Самым важным в преодолении конфликтов является обучение детей конструктивным моделям их решения. Школьный возраст предоставляет нам широкие возможности для выбора методов и форм обучения детей различным стратегиям. Конечно, в летнем лагере условия и цели пребывания детей исключают возможности традиционных уроков с теоретическим наполнением, но зато гораздо больше возможностей для практического обучения.

Психологи для детей возраста 5-12 лет предлагают применять в первую очередь различные занятия и игры на развитие кооперативных навыков. Это важно для профилактики конфликтных ситуаций. Дети изначально объединяются общей целью. Это может быть коллективное рисование, групповые игры, предполагающие совместные действия, движения, юмор. Например, «крокодил», «испорченный телевизор» и другие. Второй акцент ставится на формирование навыков слушания через развитие коммуникации. Можно применять упражнения «совместное рассказывание историй», «групповой рисунок», игры-ассоциации и другие. И, наконец, сразу по факту совершения конфликта можно применять творческие способы разрешения конфликтов в модели психодрамы, когда дети разыгрывают конфликт, который только что случился, и могут показать свой вариант эффективного решения. Или просим детей разыграть схожую ситуацию и оставляем на рассуждение всей группы. В том же стиле можно применять ролевые игры, брейнсторминг, написание сказок, создание историй. Для профилактики постепенно развивающегося группового напряжения, когда конфликты в группе скрытые, полезно каждый вечер организовывать беседу в кругу, когда каждому дают минуту высказаться, если он этого хочет, сказать о своих чувствах, обидах, желаниях. И в этом же ключе полезно применять так называемый эмоциональный барометр, где дети в течение дня могут отмечать по шкале от минус 5 до плюс пяти свое состояние, особенно после совершения напряженной ситуации. Для повышения сплочения группы и профилактики конфликтов полезно также применять игры на развитие доверия «прогулка с завязанными глазами», «усиление доверия» и другие.

Для подросткового возраста подходят методы и приемы, требующие большей осознанности и рефлексии. В возрасте 12-18 лет рекомендуют такие техники, как «Дневник конфликтов», его заполняют в течение нескольких дней дети и воспитатели, в случае возникновения конфликта они отвечают на вопросы об инициаторе конфликта, содержании конфликта, способе завершения конфликта, какие чувства испытывали дети во время конфликта, были ли другие способы разрешения, какие именно. Все это требует высокого уровня развития рефлексии, поэтому в среднем подростковом возрасте должно заполняться вместе со взрослым, а ближе к 16-17 годам можно позволить школьникам делать это самостоятельно.

Вожатый или воспитатель может выступить посредником при решении сложного конфликта, из которого дети не умеют выйти самостоятельно. В этом случае необходимо пригласить участников конфликта, объяснить им правила посредничества (правила уважительного отношения друг у другу в ходе работы), затем выслушать содержание спорной ситуации (по очереди просим рассказать детей, что произошло), обобщить услышанное, задать дополнительные вопросы, если какие-то детали остались туманными.

Затем важно найти между детьми общие интересы (вопросы о чувствах на месте другого ребенка, желаниях в результате конфликта, установить по каким моментам обе стороны согласны). Следующим шагом будет обсуждение возможных способов решения конфликта. Для этого стимулируем детей говорить любые приходящие им в голову идеи, относимся к ним безоценочно, составляем списки идей, которые удалось выдвинуть.

На следующем этапе диалога каждое решение обсуждаем с точки зрения его положительных и отрицательных последствий, предлагаем участникам конфликта выбрать идею, с которой оба больше всего согласны, и важно помочь проверить реалистично ли такое решение, или его нельзя осуществить.

Когда будет достигнуто согласие, решение оформляется письменно.

Обобщая ведущие способы устранения противоречий в детском коллективе, можно выделить следующие:

-устранение объекта конфликта (забрать спорную игрушку, дать обоим участникам другие роли вместо одной желаемой);

- раздел объекта конфликта между сторонами (разделить текст роли на две части и позволить в первой части играть одному);

-установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта (а во второй другому, позволить в мячик играть одному до обеда, второму после);

- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне (одному ребенку достается главная роль в спектакле, а второму разрешаем заниматься музыкой и управлять светом во время спектакля);

- разведение сторон конфликта (обоих детей отправляем в разные комнаты, пока не спадет эмоциональный накал);

- перенос отношений в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса (предложение сделать это дело вместе для достижения лучшего эффекта).

Для того чтобы конфликт разрешить мирно, необходимо создать в лагере следующие условия:

- доверительные отношения с воспитателем и вожатым;

- своевременность разрешения, пока ситуация не обострилась новыми проблемами;

-фактор исторического опыта: для разрешения своих конфликтов дети могут обращаться за помощью к педагогу, психологу или лицу, пользующемуся авторитетом в данном вопросе;

 

- равноправие в отряде для эффективного поиска путей к мирному разрешению конфликтной ситуации;

- психологический: разрешение конфликта нередко зависит от личных особенностей и профессиональных качеств педагога, который способствует поиску выхода из конфликта детьми.

Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога, конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Особенно этот тезис справедлив для детей младшего школьного возраста, когда ребята чувствительны к поведению и настроению взрослого.


ОтветитьЦитата
Зиля Пунгина
(@punginazmail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Рекомендации по взаимодействию с подростками в детском летнем лагере:

  1. Ограничения и требования должны присутствовать в жизни всех подростков. Не нужно избегать конфликтов с детьми, боясь огорчить их.

  2. Устанавливаемые правила и запреты не должны идти вразрез важным потребностям детей. Тон, на котором выдвигается запрет, должен быть не грубым и повелительным, а дружественным и разъяснительным.

  3. При выстраивании отношений с подростком нужно обходиться без «игр». Необходимо быть готовым подстроиться под регулярно изменяющиеся ситуации и настроения, проявить гибкость и уважение к мнению ребёнка.

  4. Командный тон — не лучшая тактика. В качестве регулятора взаимоотношений лучше ставить ваш авторитет, подкрепляя всё конкретными действиями.

  5. Юмор и оптимизм станут важными помощниками. Ребёнок точно оценит ваше умение разрядить ситуацию смешной шуткой. Однако шутить над чувствами и мнением подростка точно не стоит. Высмеивать необходимо лишь происходящие ситуации, когда это уместно.


ОтветитьЦитата
Дарья Пироженкова
(@darya-tyschevichmail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 6
 

Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям (воспитателям). Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя (воспитателя) по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.

 


ОтветитьЦитата
Александр Замковец
(@www-ok1mail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 6
 

А кому как не им нужна профессиональная помощь педагогов и детский коллектив для восстановления утраченной веры в себя. И мы, работая в лагере, готовы сделать жизнь детей более насыщенной, полной событий и встреч. Мы готовы дать этим детям то, чего им так не хватает в жизни – внимания, заботы, поддержки. Для этого нам необходимо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры в лагере должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.


ОтветитьЦитата
Елена Малышева
(@elena-malysheva-2015mail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.


ОтветитьЦитата
Наталья Александрова
(@chikoladnamail-ru)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 5
 

Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков группы «риска» в летний период по месту жительства, пожалуй, самая актуальная тема в воспитательной работе школы.    Не секрет, что наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время летних каникул, одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершен нолетних. Как правило, родители заняты на работе и зачастую ребёнок остаётся без долж ного внимания и заботы. В связи с этим возникает необходимость обратить особое внима ние, на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на ка тегорию детей группы «риска» по месту жительства. С одной стороны образовательные учреждения ежегодно интенсифицируют работу по организации летней занятости несовершеннолетних, с другой стороны существует целая группа детей не готовых влиться в детский коллектив и включиться в процесс реализации целей, поставленных нами — педагогами.


ОтветитьЦитата
Анастасия Чеушева
(@rayanova1998gmail-com)
Active Member
Присоединился: 6 месяцев назад
Сообщения: 6
 

Работать с подростками может не каждый. К каждому возрасту необходим особый подход, а к подросткам особенно, так как у них включается "противостояние" и "противоречие", доказательство своей взрослости.


ОтветитьЦитата
Страница 6 / 8
Поделиться: