Сложные вопросы и ситуации при работе с подростками
Лагерь для подростков - это один этапов социализации и работы в коллективе
Тема интересная и актуальная. Можно применить в работе , даже вне лагеря.
в то время как специалист называет ученика «трудным подростком», он автоматически увеличивает с им дистанцию и снижает вероятность оказания ему какой-либо помощи, и понимания ребенка.
Лагерь для подростков - это один этапов социализации и работы в коллективе. Каждый раз стараешься этот этап как-то упростить, сократить, а иногда и растянуть, т.к все зависит от контингента.
Как в школьном лагере заинтересовать подростков, а именно детей 5-8 классов?
Когда детей приглашаешь в школьный лагерь, многие отвечают так:
1) "Я лучше посплю подольше".
2) "Я лучше дома поиграю за компьютером".
Когда родителям сообщаешь о школьном лагере, то у многих реакция такая: "Пусть поспит подольше, отдохнёт от школы".
Подростка трудно увлечь каким-то делом, если ему это не интересно. Нужна мощная и желательно коллективная мотивация. Вопрос мотивации - нелегкий вопрос.
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при этом - пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. Они судят о личности учителя по отдельным, наиболее характерным чертам. Особенно ценимы подростками такие качества, как справедливость, умение интересно излагать материал, находчивость, эмоциональная отзывчивость, готовность принимать участие в общих с ними делах, требовательность, изобретательность, верность слову.
Им достаточно убедиться, что у данного учителя имеется хоть одно качество из указанного «набора», как он получает «аванс доверия». Однако оценки подростков полярны и категоричны. Даже один случай, например, несправедливости, может надолго, если не навсегда, испортить, отношения с ними. Иными словами, авторитет у подростков завоевать легко, но так же легко и потерять его.
Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.
Важнейшая предпосылка успеха - знание педагогами тех стадий, которые проходит процесс понимания воспитанниками требований воспитателя. Эти стадии надо знать для того, чтобы правильно рассчитать силы, не обольщаться первыми успехами и не впадать в отчаяние от первых неудач.
Что работает на поддержание мотивации достижения?
В самую первую очередь это единомышленники. Если таковые есть, именно они позволяют «поднять самомотивацию» в момент ее «падения». То есть, почему в группе легче? Потому что группа – это и есть те самые единомышленники. (референтная группа).
Очень хорошо работают визуализации (представление того, чего хочу).
Также необходимо уметь пропускать «несущественные отговорки», а «существенные» принимать во внимание, и корректировать движение таким образом, чтобы процесс достижения доставлял наибольшее удовольствие.
Бывает такое, что в отряде у тебя 25 человек, а кисточек для рисования всего 6 штук. Дети начинают отбирать кисточки друг у друга. Чтобы не было таких ситуаций, не выдавай реквизит, а громко и радостно объяви: "Сегодня у нас конкурс по рисованию пальцами". Дети в восторге, вы счастливы, в штабе остались кисти.
«Бумеранг» (прием возвратного действия)
Смысл приема заключен в том, чтобы столкнуть учащихся с последствиями тех условий, которые они сами создали, проверяя учителя, но которые оказались невыгодными для них самих благодаря его находчивости. Задача учителя состоит не в том, чтобы тем самым наказать учащихся, а вызвать у них чувство понимания, сочувствия учителю в ситуации выбора, который он должен сделать, переживания за него в случае, если он сделает неверный шаг.
В то же время надо показать твердость, которая бы «отбила охоту» устраивать учителю дальнейшие проверки. Например, шестой класс явно демонстративно не прекращал шум на первом уроке. Учительница никак не выражала свой протест, спокойно сидела за столом, смотрела на детей. На следующий день она пришла и предложила проверочную работу: «По тому материалу, который я вам вчера рассказала». Нетрудно было представить реакцию детей...
«Гротеск»
Суть приема в том, чтобы представить действия школьника в таком шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприемлемость с точки зрения общепринятых норм поведения.
Наиболее целесообразен этот прием в ситуациях, когда поступок отдельного подростка задевает интересы, достоинство коллектива и личности, когда надо показать ребенку, что, унижая других, он сам оказывается униженным, а подавляя других, подавляет лучшее в себе.
Доводя действие подростка до гротеска, важно добиться, чтобы он увидел себя в ином свете, чтобы недостойный поступок вызвал у него чувство раскаяния, сожаления, сострадания к тому, кто обижен. Например, семиклассник демонстративно для учителя ударил на уроке слабого, беззащитного соседа. Учительница заявила: «Ты сильный, а бьешь слабого!» И предложила подойти и ударить другого одноклассника, гораздо более сильного...
Любой гротеск не должен быть злой пародией, а «бумеранг» не должен поражать тех, кто его запустил. Школьники не могут быть жертвой педагогической техники, а должны быть объектом заботы и уважения педагога, который видит в приемах педагогического воздействия прежде всего наставления в правильных действиях.
Гротескное усиление действий учащихся может носить порой характер доброй иронии, имеющей целью выставить поведение некоторых ребят в смешном свете.
Перекос в поведении подростков часто связан с тем, что на первое место у них выходит материальное, а о духовном они вообще избегают говорить.
Я имею ввиду подростки "группы риска". Иногда на тренингах, когда вижу проявление незаинтересованности и не вовлеченности..
предлагаю ответить им по очереди на вопрос: "Куда бы ты потратил 1000000рублей и они оживляются))"
Сложность заключается в том, что подросткам не интересно в пришкольном лагере. Его отправили туда родители и он не знает чем себя занять
Не злитесь из-за проблемных проявлений, не требуйте прекратить так себя вести, а разберитесь – почему так, что случилось? И тогда можно узнать, что, например, за прогулами и ухудшением оценок вчерашнего отличника стоят конфликты со сверстниками или взрослыми, а за ярким макияжем и вызывающим поведением бывшей тихони – нежелание быть прежней. Поймите подростков, и они ответят вам взаимностью.
Важно Неуспех в учебе и отношениях может привести к депрессиям и попыткам суицида
Специфика коррекционно-развивающий работыс подростками «группы риска» заключается в том, что это подростки, контакт с которыми вызывает особые трудности. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо
Подросткам не очень комфортно в пришкольном лагере. Все таки это более актуально для учащихся начальной школы. Но они с удовольствием берут на себя функции вожатых, помощников, организаторов.