[Решено] Отношение к детям в ДОЛ
Равенство каждого ребенка.
Вожатые должны быть готово к тому, что он должен относиться ко всем детям одинаково. У него не должно быть любимчиков. Когда вожатые постоянно поощряют и хвалят успехи и достижения одного из детей в отряде, дети могут обозлиться на «любимчика», тем самым возникнет раздор в отряде. Уже давно доказано, что отношения у детей складываются намного лучше, когда они видят, что ко всем детям группы относятся одинаково.
Этапы решения конфликтов в лагере между детьми.
1. Определить с чего начинается конфликт.
2. Стать свидетелем конфликта, чтобы никто об этом не знал. Изучить поведение каждого ребенка.
3. Успокоить всех, кто замешан в конфликте.
4. Позволить выговориться каждому кто участвовал в конфликте. Чтобы ребенок понял, что его мнение и объяснение важно, нужно попросить каждого рассказать свою точку зрения на случившееся.
5. Привлечь детей заглаживанию конфликта.
Что нужно делать вожатым, чтобы не допустить возникновения конфликтов.
1. Не общаться с детьми в приказном тоне, в повелительном наклонении. Если допустить говорить с ребенком в таком тоне, он может закрыться, замкнуться в себе и тогда уж точно причина конфликта не будет известна.
2. Научиться доверять детям. Только доверяя ребенку, он может открыть душу своему вожатому.
3. Необходимо научиться уважать и ценить личность ребенка. Хоть ребенок и мал, но все же он личность и не нужно делать какие-то действия, которые могли бы хоть как-то задеть личность.
Вожатые занимают очень серьезное и достаточно сложное место в лагере, ведь на них возлагается большая ответственность. Ведь очень трудно уследить за всеми жителями отряда. А особенно трудно держать спокойную и дружелюбную атмосферу в отряде, ведь рано или поздно может произойти спор или возникнет недоразумение между детьми. Конфликт может произойти даже между самых спокойных детей и не стоит об этом забывать и самое главное нужно быть к этому готовым.
При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования нужно четко обрисовывать. Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые правила:
- Чувствовать время от времени необходимость для ребенка нарушать правила.
- Понимать, что дети не всегда могут справиться с работой по самоконтролю, но вожатый не должен раздумывать, когда требуется прекратить отрицательное поведение ради спокойствия гpyппы и самого ребенка.
- Знать, что ребенок имеет обязанность в группе сверстников.
- Время от времени нужно понукать детей; но понимать, насколько велико желание ребенка в этот момент лениться.
- Нужно также понимать, что время от времени перемена убеждении свойственна всем человеческим существам.
Очень интересная, содержательная тема.
Материал интересный многое можно извлечь для работы
Важно принимать всех детей, но педагоги так же имеют чувства и бывают разные ситуации, как организовать помощь педагогам, чтобы они стали для детей опорой?
Лагерь дает возможность обрести опыт жизни в группе, при этом обученные вожатые делают все для того, чтобы выполнить задачи в области социального, физического, умственного и духовно- нравственного развития ребят. Между лагерями любого типа больше сходства, нежели различий, и все они работают ради одной цели – чтобы ребенок оздоровился, окреп и научился чему - то новому.
Нужно помогать воспитанникам избавиться от страха, старайтесь уменьшить их тревожность. В случаях возникновения тревоги и чувства незащищенности важно помочь детям объединиться, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Лето - это маленькая жизнь. Эти три месяца очень ожидаемы детьми и родителями. Всегда много планов - съездить в отпуск, запастись витаминами, отдохнуть от школьных заданий и подготовиться к новому учебному году. Немалый вклад в реализацию этих планов вносят педагоги оздоровительных лагерей. Материал курса очень познавательный - диагностика нарушений поведения, возможные проблемы взаимоотношений сверстников, трудности понимания друг друга - в работе пригодится всё. А сколько вариантов подвижных игр! Взяла несколько себе на заметку!
Поездка в детский лагерь может подарить впечатления на всю жизнь — как хорошие, так и не очень.
Человеку работающему с детьми в ДОЛ, необходимо знать, что им нужно, в какой деятельности им комфортно участвовать, с кем дружить, кого любить, что они чувствуют, о чем мечтают... Все это для того, что бы перед человеком, еще только познающим окружающий мир разумом и сердцем, открылось счастье, то есть, по существу, состоялось становление человека, личности и его многогранных отношений с другими людьми.
Лагерь дает возможность обрести опыт жизни в группе, при этом обученные вожатые делают все для того, чтобы выполнить задачи в области социального, физического, умственного и духовно- нравственного развития ребят. Между лагерями любого типа больше сходства, нежели различий, и все они работают ради одной цели – чтобы ребенок оздоровился, окреп и научился чему - то новому.
Пребывание ребенка в летнем лагере - это прекрасная возможность получения множества ярких впечатлений, знакомство с другими ребятами. При условии выезда в другой регион (как правило лагерь на море) это еще и друзья с других городов. Приобретается новый опыт, как в общении, так и в самостоятельном проживании, вдали от родителей. Возвращаются домой ребята загоревшими, отдохнувшими и повзрослевшими. Опыт полученный в летнем лагере - бесценный опыт для ребят разных возрастов.
Но не стоит забывать и о том, что смена обстановки для ребенка является психологическим испытанием, даже если речь идет о летнем отдыхе. Особенности организации и распорядок в ДОЛ относятся к таким моментам в первую очередь:
- насыщенная программа, мало времени для свободной деятельности
- строгий режим дня и правила поведения, не просто принимают ребята ехавшие с настроем на абсолютную свободу действий и независимость
- ограниченное пространство, неизбежны случаи дисциплинарных нарушений
- ребята не знакомы друг с другом, разный контингент детей
От сюда возникают проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:
- чем младше ребенок, тем тяжелее переносит разлуку с родными;
- из - за стрессов и смены климата возникает рост заболеваний;
- внутри нового большого коллектива параллельно с насыщенной работой возникает необходимость выстраивания общения, решения конфликтных ситуаций, развития личных качеств;
- в начале лагерной смены происходит адаптация, ближе к концу спад активности, усталость;
- обостряются проблемы характеров.
Адаптация детей к лагерной жизни может занимать от 2–3 дней до недели. В этот период ребёнок привыкает к лагерю, к установленным там обычаям и распорядкам. Другое направление адаптации — завоевание места в новом коллективе и налаживание взаимоотношений с вожатым.
Сложность адаптации зависит от того, насколько быстро ребёнок сможет найти себе новых друзей и насколько активно он участвует в различных играх и мероприятиях. При благоприятной адаптации на второй-третий день ребёнок перестаёт жаловаться, что в лагере ему скучно и плохо.
Важно, чтобы ребёнок обладал навыками установления межличностных контактов и их поддержки.
Проблема адаптации детей в летнем лагере
«Как ты повзрослел, как ты похорошела, тебя совсем не узнать» - такие отзывы часто можно услышать о ребятах, вернувшихся из детских летних оздоровительных лагерей. Летний лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.
Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно.
К таким особенностям относятся:
- небольшая продолжительность лагеря (в среднем 18 дней) и дети не всегда успевают адаптироваться;
- насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;
- ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы (коллектив);
- необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;
- непонимание частью детей, куда они попали, и чем будут заниматься
- ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;
- контингент детей (от смены к смене может быть очень разным).
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:
- определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;
- к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности
- возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма
- психологические стрессы
- личностные проблемы обостряются – проблемы лидеров;
- погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего
- если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т.к. многие из них впервые выезжают из дома.
Выделяют 3 пика трудностей, приходящихся на определенный период лагерной смены:
- Первый пик трудности (приходится на орг.период – 3-й день) - кризисный период, когда отношения в отряде становятся очень напряженными, приходится, как правило, на третий день после приезда. Смена обстановки, обилие новых знакомств, эмоциональная загруженность - все это способствует нарастанию конфликтной ситуации в детской среде. Потому его еще часто называют «пиком эмоциональной усталости», Необходимо провести мероприятия, которые снимают напряженность у детей, дают им ощущение успеха и заряд бодрости на ближайшие дни.
- На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Привыкнув к определенному образу жизни, ребята начинают скучать, их мало что интересует. В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми.
- Заключительный период начинается за три дня до конца смены. На эти дни приходится третий пик трудности - «пик усталости». С одной стороны, ребята устали жить в большом коллективе, соскучились по своим родным и хотят поскорее вернуться домой. С другой стороны, не хочется расставаться с яркой лагерной жизнью. Не улучшает настроения и предчувствие скорого расставания с друзьями. Но ведь грусть может быть светлой. Пусть в начале смены каждый ребенок напишет письмо со своими пожеланиями, а на последнем «огоньке» Вы зачитаете эти письма.
Ребенок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время он должен занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть коммуникативные барьеры. В этом ребятам помогают вожатые, педагоги и специалисты социально-психологических служб. Они вовлекают детей в активную коллективную деятельность, направленную на сплочение и взаимодействие команды. Чаще всего период адаптации длится 3-7 дней. Лучше, если родители постараются свести общение с ребенком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позволят ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. постараются в эти дни меньше реагировать на жалобы ребенка. Не будут часто звонить, дадут возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом, а вожатые и воспитатели сделают всё возможное, чтобы детям было интересно и комфортно.
Общее построение доверия с ребёнком сводится к тому, чтобы подумать о том, что помогает вам укрепить доверие с важными людьми вокруг вас. Когда мы думаем о доверии, на ум приходят такие слова, как «честность» или «характер» — мы ожидаем, что человек или вещь будут надёжными, правдивыми и способны делать то, что они заявляют.
К тому же, доверительные отношения между детьми и родителями позволяют избежать чрезмерно строгого и даже абьюзивного воспитания, сводят к минимуму ссоры в семье и уменьшают тревожность родителей за своих детей.