Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Воспитатель в ДОЛ это связующее звено в системе воспитания таких деток.
Очень важно дать понять таким детям, что мы работаем в воспитательной и учебной деятельности, но при этом это время должно быть приятных и дружеским.
Больше всего нуждаются в любви те, кого сложнее всего полюбить. Работать в отряде с детьми из детских домов могут только люди сдержанные, сильные духом, внимательные и ответственные. Справиться со сложившимися стереотипами даже опытному педагогу порой бывает невозможно. Важно научиться слышать и понимать этих сложных ребят, повидавших,
пожалуй, больше горя, чем взрослые. Работа с детьми-сиротами – это проверка на прочность, на собственные личностные качества
Дети - сироты особая категория, где кроме любви со стороны воспитателя внимания и чуткости, должно быть терпение и уважение. Не допустить проявление жалости по отношению к ним, чтобы ни в коем случае не травмировать их самооценку и самопринятие.
Памятка для педагогов по работе с детьми-сиротами
Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Все эти проблемы отражаются на успешности обучения детей сирот, проявляются в особенностях психолого-педагогическом взаимодействии на учебных занятиях.
Работая с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, нужно помнить следующее:
- сироты – дети очень внушаемые, поэтому нужно быть чрезвычайно осторожными в определении их качеств и недостатков;
- не нужно использовать в работе с сиротами принуждение, крик, угрозы. Эти дети симпатизируют только тому и выбирают только то, что доставляет им положительные эмоции и начинают «вредить» тем, кто относится к ним негуманно;
- повышать самооценку учащихся со сниженным уровнем интеллекта путем похвалы
- никогда не говорите плохо при сиротах об их родителях. Такие дети очень любят своих «непутёвых» мам и пап;
- важно дать почувствовать воспитанникам сиротских учреждений, что они нужны, ценны и любимы;
- как бы трудно не было, никогда не нужно забывать о педагогическом такте!
Нужно помнить, что эти дети с малых лет лишены того, что есть у домашних детей: любовь, ласка, забота и понимание родителей.
Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в школьном оздоровительном лагере включают организацию содержательного отдыха, досуга и занятий, а также учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При организации отдыха и оздоровления таких детей особое внимание уделяется развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала, навыков общения и толерантности. Важными аспектами являются также формирование культурного поведения и санитарно-гигиенической культуры.
Программа лагеря должна быть комплексной и включать разнообразные виды деятельности, направленные на оздоровление, отдых и воспитание детей. В ней учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждой категории детей.
Педагоги и психологи должны сопровождать детей на протяжении всей лагерной смены, поддерживать их и помогать в адаптации к новым условиям. Экскурсии, походы и поездки помогают детям обрести новые знания о родном крае и научиться бережно относиться к своей малой родине.
Я считаю что нужно сначала ознакомится с делами детей поступившие в лагерь и выявить личные особинности, потом знакомится лично.
В наше время, такие дети нуждаются в особом отношении, соприкосновении и взаимодействии с окружающим миром. Утратив родной очаг, человек инстинктивно лишается шанса осуществить своё право на беспрепятственное совершенствование личности, на выражение своих хороших качеств.
Именно поэтому, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо особое внимание, первоначально направленные на семейные системы и методики воспитания. К примеру, такие как приемная семья, усыновление (удочерение), опека (попечительство).
Лучший способ выручить покинутого ребенка – принять его в семью.