Сопровождение детей младшего школьного возраста
Организовывая воспитательную работу для детей в детском
оздоровительном лагере, необходимо учитывать их возрастные особенности,
потребности, с которыми они приезжают, а также условия, в которых будет
организовываться воспитательная работа. Будет ли детский оздоровительный
лагерь обладать всеми необходимыми ресурсами и условиями для
качественной организации воспитательной работы, которая по итогу
приведет педагогический коллектив к поставленной цели.
Дети этой возрастной категории обычно непосредственны в общении, легко идут на контакт. Основное направление работы с ними - игра. Они бурно проявляют свои эмоции и чувства, очень любят спорить, иногда капризничают и конфликтуют. Интересы этих детей ситуативны – сегодня ребенок может дружить с одним, завтра с другим.
Сопровождение детей младшего школьного возраста имеет свою специфику. Необходимо создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения детского коллектива, развитие индивидуальности ребенка.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолого-педагогической службы любой школы.
Психолого-педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными.
В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.
Определение
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно- организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи сопровождения:
- Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника.
- Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения.
- Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Этапы сопровождения ученика начальной школы:
- Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе.
- Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации.
- Изучение динамики развития учащихся начальной школы.
- Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
- Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации.
Тоже считаю, что сейчас особое внимание уделяется поддержке и помощи младшим школьникам.
Согласна с предыдущими комментариями,у детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, недостаточно умеют выделять главное в том, что воспринимают и пропускают многие детали.
Особое место в жизни школьников занимает игра. Шалва Александрович Амонашвили (автор "Гуманной педагогики", профессор) в своей книге "Гуманная педагогика" отмечает: "Стремление к игре...- это природное состояние, необходимое для свободного, полного развития задатков" ребёнка (1, с.191). Сюжетно-ролевая игра стимулирует и развивает мышление и воображение малыша. Причём, один и тот же предмет может иметь для ребёнка во время игры различное предназначение. Например, карандаш может служить в качестве пистолета при игре в войну, или быть смычком, когда ребёнок воображает себя играющим на скрипке. В четырех - пятилетнем возрасте, когда ребёнок начинает рисовать, строить, лепить, в соответствии со своим замыслом у него развивается наглядно-образное мышление и произвольное воображение.
Сопровождение детей младшего школьного возраста
Проводится сбор информации о ребенке (тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.)и анализ полученной информации.
Грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение в детском лагере может и должно способствовать оптимальной социализации и индивидуализации детей и подростков в период летнего отдыха.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.
Деятельность детей должна быть организована в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.
Организация деятельности детей младшего школьного возраста имеет свои нюансы, это связано с возрастными и психологическими особенностями детей. Необходимо в первую очередь учитывать уровень активности (желательно чередовать вид деятельности каждые 25-30 минут), дети все время должны быть заняты, а их лидером выступает вожатый или педагог.
В младшую школьную группу входят самые непоседливые и шаловливые дети. Они отличаются высокой активностью и любознательностью. Основная задача взрослых-завладеть вниманием малышей и удерживать их интерес к новым знаниям и навыкам. Проще всего это сделать с помощью игр и разнообразия в командах. Так как у таких детей опыт общения со сверстниками вне обычной среды совсем небольшой,педагогам нужно приложить усилия,чтобы сплотить группу. Важно позаботиться о каждом ребенке и найти к нему подход.
Тьюторское сопровождение предполагает педагогическую поддержку, нуждающегося в помощи, ребенка. Педагогическая поддержка «процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни»
Поддерживающая позиция сопровождения проявляется в демонстрации ребенку примеров, показывающих, что неудачи, с которыми сталкивается болеющий ребенок – это не тупик, а путь к открытию себя в сложных жизненных обстоятельствах.
Лагерь дневного пребывания детей - это учреждение, организующее активный, полезный оздоровительный отдых детей младшего школьного
возраста. Для детей данной возрастной категории характерны еще не сформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объема информацию. Для данного возраста характерна игровая сюжетная деятельность, поэтому с детьми младшего школьного возраста можно в игровой форме подготовиться к любому мероприятию, важно создавать приключенческие сюжеты, легко запоминают стихи и песни. Опыта коллективной деятельности еще немного, поэтому нужно все время быть рядом.