Сопровождение детей младшего школьного возраста
Я думаю В современной системе образования все более востребованным становится такой вид сопровождения детей, как тьюторское сопровождение
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолого-педагогической службы любой школы.
Педагогика без психологии невозможна. Многие великие педагоги высказывали эту мысль, в том числе и Василий Александрович Сухомлинский.Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания.Забота о реализации права ребенка на полноценное свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
В современной социальной ситуации констатируется необходимость в психолого-педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.Главная цель психолого-педагогического сопровождения – развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала - представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Схема психолого-педагогического сопровождения: ребёнок-учитель-психолог- родитель
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.
Роль Педагога сводится, к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития, прежде всего - интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной Среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое
Родитель выполняет в данной системе роль носителя ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер, то есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности.
Школьный психолог создаёт условия для продуктивного движения ребенка, помогает ему делать осознанные личные выборы; конструктивно решает неизбежные конфликты; помогает осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других, то есть, деятельность психолога задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок.
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы является создание социально –психологических условий для адаптации к школьному обучению, развития личности учащихся и их успешного обучения .
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:/ учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации учащихся:
Основные направления деятельности:
- сохранение и укрепление психологического здоровья
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- развитие экологической культуры;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
-мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
-выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- выявление и поддержка одарённых детей;
-психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;;
- формирование коммуникативных навыков;
- поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
Принципы сопровождения:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи. Таким образом, главным приоритетом становится безусловная ценность внутреннего мира каждого ученика, его потребностей, целей, и ценностей его развития.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако учитель не должен делать выбор за ребенка, тем самым, снимая с него ответственность за принятое решение. В процессе сопровождения учитель, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственный выбор.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников начинается с 1-ого класса и продолжается на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Это трудная и скурпулёзная работа, по своему характеру требующая систематичности и последовательности.На сегодняшний день оказывать качественное сопровождение учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом, как было уже сказано является педагог-психолог, который проводит полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в обучении и социализации школьника, и в процессе обучения помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ре-
бенка. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование ро-
дителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной до-
кументации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи,
каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.
Первичная помощь в решении проблемы - проведение коррекционно-развивающих занятий, стимулирующих развитие детей, а также разработка индивидуальных рекомендаций, адресованных родителям и родителям.
Психолого-педагогическое сопровождение — это система совместной деятельности педагога и психолога, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка.
Для ребенка важно, что бы ему дали возможность высказаться
Для всех важно, чтобы его выслушали и поняли, дали совет. А школьнику тем более это очень важно.
Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы психолого-педагогической службы любой школы. Сначала собираем информацию о ребенке, а потом анализируем полученную информацию и приступаем уже к конкретной работе с ребенком.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ре-
бенка. При этом используется широкий спектр методов: тестирование, анкетирование ро-
дителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной до-
кументации.
Второй этап – анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи,
каким детям необходима психолого – педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.
Согласна с мнением коллег. Дети этого возраста очень подвижны и энергичны.Поэтому проводим диагностики, занятия, мероприятия стимулирующие развитие детей, а также беседуем с родителями.
Первичная помощь в решении проблемы - проведение коррекционно-развивающих занятий, стимулирующих развитие детей, а также разработка индивидуальных рекомендаций, адресованных родителям и родителям.
Задачи психологического сопровождения детей в летнем лагере:
- создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников;
- оказание помощи детям, подросткам в адаптации к условиям жизни в лагере, приспособление к новой социальной ситуации взаимодействия с новыми людьми, достижение одобрения и признания среди ровесников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, социальном развитии в процессе активного отдыха;
- формирование мотивации детей и подростков к познанию, творчеству, активному отдыху, спорту, приобщению к традициям летнего лагеря;
- представление выбора различных видов деятельности, в которых происходит личностное самопознание, самоопределение детей и подростков, а так же реализация личных жизненных замыслов и притязаний;
- готовность оказать адресную помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, детям инвалидам с учетом их особых образовательных потребностей.
Необходимо обращать внимание на уровень активности детей, следует
создавать такие условия, чтобы им не было скучно или не интересно. особое внимание уделять гиперактивным детям, которые всегда впереди всех
При работе с детьми младшего школьного возраста нужно менять виды деятельности — примерно каждые 20–25 минут. Причем активные игры чередуются с более спокойными, иначе ребенок устанет или наоборот будет переполнен энергией.
Особое внимание уделять нужно "мотивации" в каждом занятии. Дело в том, что у маленьких детей только формируется воля, они часто действуют под влиянием эмоций и могут опустить руки из-за неудачи. Сама мотивация может быть двух видов: избегание неудач и достижение цели. Первая возникает, когда ребенка ругают, если он чего-то не сделал или сделал недостаточно хорошо. Этот мотив может обернуться серьезными проблемами во взрослом возрасте. Поэтому лучше работает другой способ: ставить цели и поощрять за их достижение.