Возрастные особенности детей
В работе всегда учитываю возрастные особенности.Это ключ к пониманию действий ребенка.
В своей работе сталкиваюсь с детьми разных возрастов. Вижу, как возраст накладывает отпечаток на поведение ребенка, на его осознание в мире, на его отношения со сверстниками. Подход к детям и определяет его возраст. Ведь физиология очень многое определяет. Иногда хочется, чтобы дети как можно дольше оставались детьми, но именно мы должны помочь им повзрослеть.
Дети постоянно переживают физические, умственные, общественные, эмоциональные и духовные перемены. Они соответствуют общему направлению их роста и развития. Важно знать об особенностях различных возрастных групп, находить более гибкий подход к поведению детей.
В работе с детьми нужно обязательно учитывать возрастные особенности, так проще и быстрее выстраивается взаимодействие в отряде.
Работа с детьми разных возрастных групп требует знания психологии, педагогики, умения найти подход даже к сложному подростку. Вожатый – не только контролер, но и друг, советчик, помощник. Особый талант – найти подход к каждому ребенку, независимо от возраста, и сделать отряд единым целым. Лагерь — идеальное решение, чтобы вывести детей из учебной хандры и открыться новым взаимодействиям.
Младший школьный возраст (7-11 лет). Дети этой возрастной категории обычно непосредственны в общении, легко идут на контакт. Основное направление работы с ними - игра. Они бурно проявляют свои эмоции и чувства, очень любят спорить, иногда капризничают и конфликтуют. Интересы этих детей ситуативны – сегодня ребенок может дружить с одним, завтра с другим.
Подростковый возраст (11-14 лет). Основная черта характера детей среднего возраста – зарождающееся чувство взрослости. Есть характерные сложности – дети, стоящие на пороге юности, менее уравновешенные, у них чаще возникают конфликты. Хорошо прослеживается разница в развитии мальчиков и девочек, сложно создать единый коллектив.
Старший школьный возраст (15-17 лет). Для этого непростого возраста характерно развитие навыков логического и теоретического мышления, самоутверждение и демонстративное поведение среди сверстников и взрослых. Очень хорошее взаимодействие и взаимопонимание возникает у влюбленных парочек. Однако, если в отряде появится изгой, весь коллектив может дружно объединиться против него.
Таким образом, человеку работающему с детьми в ДОЛ, необходимо знать, что им нужно, в какой деятельности им комфортно участвовать, с кем дружить, кого любить, что они чувствуют, о чем мечтают... Все это для того, что бы перед человеком, еще только познающим окружающий мир разумом и сердцем, открылось счастье, то есть, по существу, состоялось становление человека, личности и его многогранных отношений с другими людьми.
В летнем лагере, как правило, отдыхают дети четырех возрастных категорий, каждая из которых имеет свои психологические и физиологические особенности. Это младшие школьники (6-9 лет), младшие подростки (10-12 лет), средние подростки (12-14 лет) и ребята старшего подросткового возраста (15-17 лет). С каждой категорией есть свои методы работы.
1. Младшие школьники (6-9 лет). Дети это возрастной группы часто оказываются в лагере впервые, поэтому требуют к себе особого внимания. Кроме того, в этом возрасте еще мало сформированы навыки самообслуживания, соблюдения гигиены, многое дети делают только при грамотном руководстве взрослого. Для них характерны еще не сформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объема информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная, в лагере они снова возвращаются в детство и легко идут на любые мероприятия в игровой форме.
Вожатому или воспитателю все эти особенности необходимо учитывать при организации жизнедеятельности младших школьников. Во-первых, важно следить за порядком в комнате, обращать внимание малышей на чистоту одежды, тела, кровати. Многим еще нужно помочь с гигиеническими процедурами, причесаться, сложить одежду. Кроме того, одни быстро адаптируются в условиях расставания с семьей, другие еще плачут по ночам или в тихий час. Необходимо быть с ребенком в телесном контакте (погладить по голове, потрепать по плечу), уделить время чтению книги, или рассказать истории. Внимание ребенка переключается с ситуации воспоминаний на литературный сюжет.
С детьми можно в игровой форме подготовиться к любому мероприятию, важно создавать приключенческие сюжеты, легко запоминают стихи и песни. Опыта коллективной деятельности еще немного, поэтому нужно все время быть рядом. Часто случайный тычок в игре будет воспринят как целенаправленное действие и легко разгорится драка, так как дети еще импульсивны, поэтому вожатому необходимо вовремя оказаться на месте и помочь детям разобраться с ситуацией.
Дети любят помогать взрослому, поэтому в отряде нужно распределить поручения, чтобы все были задействованы.
2. Младшие подростки (10-12 лет). В сравнении с младшими школьниками дети этого возраста уже более самостоятельны, любят спортивные занятия, позволяющие сбросить энергию и снять напряжение. У детей уже начинаются изменения телесные, эмоции труднее поддаются контролю, наблюдается разница в росте между мальчиками и девочками. Психологически ребята ведут себя обособленно: мальчики играют в спортивные игры, девочки уже больше общаются, разговаривают и появляются первые симпатии. Акценты во взаимодействии в этом возрасте рекомендуется делать на соревновательный аспект, но при этом соблюдать справедливость. Ребята остро реагируют на ущемление своих прав. Важно детально объяснять какие баллы и за что начислены, чтобы не возникало обид. В этот период хорошо развивать трудовые навыки школьников, и мальчики и девочки любят плести браслеты, делать фигурки из оригами, и заниматься другими рукодельными творческими делами. По возможности важно запастись материалами для творческой деятельности или привлекать ребят к занятиям в кружках лагеря. Как и с младшими школьниками не нужно забывать о контроле гигиены, порядка и дисциплины.
3. Школьники среднего подросткового возраста (12-14 лет). В этом возрасте у детей дифференцируются представления о себе, появляются разнообразные увлечения, ребята занимаются танцами, спортом, рукоделием, шахматами. Эти интересы важно поддерживать, на них можно опираться при подготовке мероприятий. Кроме того, в коллективе уже появляются другие отношения между мальчиками и девочками, возникают первые симпатии. Но дети еще ранимы и остро реагируют на отказы. Нужно и помочь подойти друг к другу и пережить невзаимную любовь. Вожатый должен быть рядом.
В этот период ярко проявляются роли в коллективе, одни любят командовать и управлять, сколачивают вокруг себя команду, а другие проводят время в одиночестве, или хотели бы поучаствовать, но стесняются проявить себя. Есть риск поддаться лидерам и опираться только на них, однако необходимо всех удерживать в поле внимания, так как если ребята не вовлечены в деятельность в своем отряде, то их могут увлечь подростки из старшего отряда, что вряд ли станет конструктивны времяпрепровождением.
4. Старшие подростки (15-17 лет). Это уже самостоятельные взрослые люди, которым претит опека. Они хотят принимать собственные решения, хотя не всегда к ним готовы. Таким ребятам можно поручить самостоятельную подготовку мероприятий, можно привлекать их к подготовке младших отрядов. У них накоплен опыт самостоятельной организации и отточены навыки танцев, пения и других творческих видов деятельности.
Однако в этот период важно помнить об опасностях зависимостей, ребята пробуют сигареты, алкоголь, часто привозят с собой или стремятся во время прогулок за пределами лагеря попасть в магазин, пытаются сбежать в «самоволку» ночью. Работая в отряде такого возраста, вожатому грозит постоянный недосып, так как после отбоя просыпаются самые интересные творческие идеи подростков.
Детям свойственен интерес к обсуждению интеллектуальных, философских тем, жизненных проблем, однако подростковый максимализм не дает рассуждать спокойно, легко вспыхивают, жестко отстаивают одну линию поведения. В этом возрасте жесткое деление на правильное и неправильное. Мнение взрослого важно только при высоком уровне доверия. Нужно с позиции жизненного опыта постепенно учить видеть оттенки, а не только черное и белое в чужих поступках.
Здесь еще ярче становятся симпатии и антипатии между школьниками и вожатым. Если с первых дней не удалось завоевать доверие, потом придется бороться с постоянным сопротивлением, в которое лидеры будут втягивать и других членов отряда.
Обобщая особенности разных возрастов важно отметить изменение взаимоотношений по линии контроля гигиенических навыков от постоянной опеки в младшем школьном возрасте к разрешению максимально допустимой самостоятельности в старшем подростковом. Также поступаем и в организации мероприятий от детального планирования и проработки с детьми маленькими к передаче части функций взрослым ребятам старших отрядов.
Работая с любым отрядом, важно оставаться честным с детьми, соблюдая принципы справедливости и внимательности к каждому ребенку, создавать теплые доверительные отношения, а также стремиться помочь раскрыть творческий потенциал каждого, создать условия в лагере для свободного самовыражения и личностного роста.
В летнем лагере, как правило, отдыхают дети четырех возрастных категорий, каждая из которых имеет свои психологические и физиологические особенности. Это младшие школьники (6-9 лет), младшие подростки (10-12 лет), средние подростки (12-14 лет) и ребята старшего подросткового возраста (15-17 лет). С каждой категорией есть свои методы работы.
1. Младшие школьники (6-9 лет). Дети этой возрастной группы часто оказываются в лагере впервые, поэтому требуют к себе особого внимания. Кроме того, в этом возрасте еще мало сформированы навыки самообслуживания, соблюдения гигиены, многое дети делают только при грамотном руководстве взрослого. Для них характерны еще не сформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объема информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная, в лагере они снова возвращаются в детство и легко идут на любые мероприятия в игровой форме.
Вожатому или воспитателю все эти особенности необходимо учитывать при организации жизнедеятельности младших школьников. Во-первых, важно следить за порядком в комнате, обращать внимание малышей на чистоту одежды, тела, кровати. Многим еще нужно помочь с гигиеническими процедурами, причесаться, сложить одежду. Кроме того, одни быстро адаптируются в условиях расставания с семьей, другие еще плачут по ночам или в тихий час. Необходимо быть с ребенком в телесном контакте (погладить по голове, потрепать по плечу), уделить время чтению книги, или рассказать истории. Внимание ребенка переключается с ситуации воспоминаний на литературный сюжет.
С детьми можно в игровой форме подготовиться к любому мероприятию, важно создавать приключенческие сюжеты, легко запоминают стихи и песни. Опыта коллективной деятельности еще немного, поэтому нужно все время быть рядом. Часто случайный тычок в игре будет воспринят как целенаправленное действие и легко разгорится драка, так как дети еще импульсивны, поэтому вожатому необходимо вовремя оказаться на месте и помочь детям разобраться с ситуацией.
Дети любят помогать взрослому, поэтому в отряде нужно распределить поручения, чтобы все были задействованы.
При расселении рекомендуется в одной комнате размещать ребят с минимальной разницей в возрасте. Дети различных возрастных групп находятся на разных этапах развития и им бывает сложно понять друг друга. Кроме того, существует вероятность, что старшие могут давить авторитетом младших или использовать их в своих интересах, а те не смогут постоять за себя.
Что делать:
- наблюдать, но не быть надзирателем;
- избегать ситуаций, вызывающих психическое напряжение;
- младшим демонстрировать заботу, старшим – уважение;
- учитывать особенности возрастных групп детей и в соответствие с этим подбирать методы воздействия, контроля, обучения.
Каждая личность индивидуальна. Один будет проявлять активность, лидерские задатки, другой предпочитает проводить время в одиночестве. Важно не допустить в отряде конфликтов и притеснений. Детей разных возрастных групп учат взаимодействовать между собой, помогать младшим.
Обобщая особенности разных возрастов важно отметить изменение взаимоотношений по линии контроля гигиенических навыков от постоянной опеки в младшем школьном возрасте к разрешению максимально допустимой самостоятельности в старшем подростковом. Также поступаем и в организации мероприятий от детального планирования и проработки с детьми маленькими к передаче части функций взрослым ребятам старших отрядов.
Работая с любым отрядом, важно оставаться честным с детьми, соблюдая принципы справедливости и внимательности к каждому ребенку, создавать теплые доверительные отношения, а также стремиться помочь раскрыть творческий потенциал каждого, создать условия в лагере для свободного самовыражения и личностного роста.
Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малышей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап – своего рода перелом, возрастной кризис. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Возрастной период – отрезок жизни индивида, который достигает определенной ступени развития и имеет характерные, относительно стойкие качества личности.
В рамках определенного возрастного периода осуществляются количественные и качественные психические, физиологические и социальные изменения человека.
В отечественной психологии научную периодизацию развития детей впервые предложил Л.С.Выготский. Каждый возраст представляет собой целостную структуру и имеет определённые особенности. Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Дальнейшее развитие теория возрастной периодизации Л.С.Выготского получила в произведениях Д.Б.Эльконина (советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии). Он выделил три эпохи в развитии ребёнка, каждая из которых включает два возрастных периода.
В работе с детьми нужно обязательно учитывать возрастные особенности, так проще и быстрее выстраивается взаимодействие. Возраст накладывает отпечаток на поведение ребенка, на его осознание в мире, на его отношения со сверстниками.
7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.