Суицидальное поведение. Маркеры, действия педагога
Признаки возможной попытки суицида:
Вербальные (речевые) признаки:
- Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».
- Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».
- Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Показатели суицидального риска:
- Недавние потери, связанные со смертью родственников или друзей, разводом родителей, разрывом взаимоотношений с друзьями или родственниками, потерей ценных вещей, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки.
- Потеря интереса к дружбе, жизненной деятельности, увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие.
- Беспокойство о деньгах, болезни (либо реальных, либо надуманных).
- Изменение характера – угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия.
- Изменения в поведении – неспособность сосредоточиться в школе, на работе, постановка рутинных задач.
- Нарушение режима сна – бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары.
- Ощущение беспомощности, бесполезности, «безучастности», «всем будет без меня лучше».
- Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе.
- Безнадежное будущее, «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать себя плохо».
- Суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты.
Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. При этом каждый педагог-вожатый должен быть осведомлен, хотя бы минимально, о риске суицидального поведения. Сохраняйте контакт, постоянно держите в поле зрения подростка.
Очень важно, если мы поможем укрепить силы и возможности попавшего в беду человека, внушив и показав ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
По данным многочисленных исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, риск подросткового суицида очень велик в семьях с нарушенной коммуникацией:
- где члены семьи слушают друг друга, но не слышат,
- где преобладают перфекционистские родительские установки (либо идеально, либо никак),
- где ребенка отвергают эмоционально (накормлен, одет, обут, и ладно, а что там у него на душе - неважно),
- где авторитет одного из родителей тотально подавляет волю как другого родителя, так и ребенка.
В таких семьях подростку для выражения несогласия и утверждения собственного мнения часто остается лишь одно средство – самоубийство.
Кроме того, говоря о подростковых суицидах, нельзя пройти мимо такого факта, как антиципационная несостоятельностьподавляющего большинства 13-16 летних. То есть отсутствие предвосхищать последствия собственных действий. Согласно проведенным исследованиям, меньше 20 процентов подростков всерьез осознают, что последует, если, к примеру, спрыгнуть с девятого этажа. Интеллектуально «смерть для других» они признают, а вот для себя на эмоциональном уровне фактически отрицают. Немаловажную роль играет и увлеченность компьютерными играми – подростки привыкают, что смерти нет, главное вовремя «сохраниться» и можно начать игру заново. К сожалению, в реальности это не так.
Работу нужно проводить не только с детьми, но и с родителями. В 80% случаев причиной суицидальнвх мыслей являются проблемы в семье. Когда педагоги ведут всестороннюю работу с детьми и с их родителями, тогда они добиваются результата долгосрочного.
Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Усугубляется отчуждение между поколениями, включающее неприятие детьми и молодежью широкого спектра норм и ценностей старших членов общества. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности.
Основными агентами социализации детей и молодежи являются уже не семья, а медийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это устойчивое поведение
психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности,ближайшему окружению, обществу в целом как правило, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет
Существуют определенные признаки поведения, по которым можно распознать присутствие мыслей о самоубийстве. Предупреждающие сигналы:
разговоры о желании умереть или покончить с собой;
поиск способов покончить с собой;
разговоры о чувстве безнадежности, пустоты, бессмысленности существования;
наличие психического заболевания;
изменение режима сна (избыток или недостаток сна);
социальная замкнутость, стремление к затворничеству, разрыв дружеских связей;
экстремальные перепады настроения.
Суицидальное поведение может выражаться в различных формах, таких как разговоры о смерти, раздаривание любимых вещей, резкие изменения в поведении, примирение с врагами, рисунки на тему смерти и другие. Педагогам в школьном оздоровительном лагере следует быть внимательными к таким маркерам и проводить регулярные беседы с детьми, чтобы вовремя заметить возможные проблемы и предложить необходимую поддержку.
В процессе бесед педагогам нужно обсуждать с детьми ценность жизни, цели и смыслы существования, а также обучать их приёмам психологической защиты в сложных ситуациях. Важно повышать стрессоустойчивость детей через психологическую подготовку к современным реалиям жизни и формировать готовность преодолевать трудности.
Для раннего выявления суицидальных намерений можно использовать метод наблюдения и анализа поведения детей. Это поможет своевременно обнаружить проблемы и принять меры для их решения.
Независимо от причин суицидального поведения, такой ребенок требует неотложного внимания. И разобраться в причинах необходимо с первых подозрений. Но здесь важно для педагога быть осторожным, добиться доверия, придать значимость ребенку и его проблем, быть включенным. Такие дети часто замкнуты, недоверчивы, и не каждому взрослому могут открыться.
Действия педагога в таких ситуациях должны быть осторожными и последовательными. Каждая ситуация, каждый ребёнок по – своему индивидуальны, и поэтому, каждое обстоятельство нужно рассматривать в отдельном порядке, вникая во все её нюансы и особенности. Ибо существует огромное количество факторов, каждый из которых может сделать ситуацию ещё хуже.
В первую очередь, очень важно дать ребенку возможность высказать свою проблему без осуждения и оценивания. Нельзя впадать в панику при словах ребенка о самоубийстве, не проявлять отрицательных эмоций. Необходимо быть вежливым и открытым, принимать ребенка как личность, оказывать поддержку.
После общения с ребёнком, необходима не медленно обратиться к специалисту, к психологу, который проведёт все нужные процедуры. Ну и конечно же связаться с родителями.
@afaya2907gmail-com Полностью с Вами согласен.
Суицидальное поведение ребенка - это серьезная проблема, которая требует немедленного вмешательства. Педагог должен быть обучен распознавать признаки суицидальных намерений и знать, как реагировать в таких ситуациях. Важно обеспечить поддержку ребенку, обратившись за помощью к профессионалам, таким как психологи или консультанты по суициду, а также информировать родителей или опекунов. Главная цель - обеспечить безопасность и поддержку ребенка, помочь ему справиться с проблемами и найти пути к выздоровлению.
@prutnikov2015mail-ru Согласна, что ребенку необходима возможность высказаться без осуждения и оценивания. Но ребенок, должен быть открыт для общения. Он должен доверять этому взрослому. А если ребенок молчит, не говорит о своих проблемах, или говорит только сверстникам? Если ребенок не доверяет ни одному взрослому? Невозможно докопаться до проблемы. Здесь нужно начинать с работы с родителями, выяснять причины в семье.
Маркеры суицидального поведения
Потеря свойственной ранее энергии — обычно проявляется как постоянное чувство скуки и усталости.
Затяжные нарушения сна и аппетита. Человека преследуют страшные сны, возможны картины катаклизмов, катастроф, аварий с гибелью людей или собственной гибелью или зловещими животными. Также возможно как нарушение аппетита, так и его полное отсутствие.
Чрезмерная самокритичность или постоянное чувство вины. Может проявляться и как выраженное чувство несостоятельности, стыда, неуверенности в себе. Также этот синдром может маскироваться под нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.
Страх, тревожность и агрессия. Депрессия проявляется как в меланхолии, так и в несвойственном ранее человеку беспокойстве, бессоннице, тревожности. Именно такой вид депрессии чаще приводит к самоубийству, ведь нервная система постоянно напряжена, и человек «устаёт жить».
Длительные проблемы со здоровьем. Потеря здоровья и независимости, проблемы со зрением и слухом могут подтолкнуть людей к мыслям о прекращении своих страданий.
Депрессия — самый верный спутник суицидального поведения. Чем сильнее депрессия, тем тяжелее увидеть просвет в жизни и найти причины жить. В состоянии депрессии риск смерти действительно увеличивается в 20 раз! Явные признаки депрессии — это печальное настроение, уныние, потеря интереса к прежним увлечениям или, наоборот — повышенная нервозность.
Резкое изменение настроения – буквально за секунду человек становится радостным, будто его посетила очень веселая мысль.
Приведение в порядок своих дел, внезапный интерес к родственникам, с которыми давно не виделся, проведывание их.
Разговоры о самоубийстве. Человек часто говорит на эту тему, проявляет слишком сильный и постоянный интерес к этой теме.
Прозрачные намеки на скорый конец своей жизни, беседы о суициде;
Фразы вроде «в другом мире мне будет лучше», «я бы хотел, чтобы меня здесь не было».
нужно вовремя обнаружить, состояние ребенка,чтоб успеть помочь в трудную минуту.
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно "внушить" ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в "вечно недовольном виде" и "брюзгливости", лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Суицидальные мысли чаще возникают у детей от 11 до 18 лет и связаны с кризисом подросткового возраста. Это нелегкое время как для ребёнка, так и для родителей, ведь в этом возрасте происходят серьезные физиологические и психологические изменения. Очень важно вовремя заметить и отнестись к этому со всей серьезностью.